Экологические, экономические и биоэтические проблемы регулирования численности безнадзорных животных

 
 

Экологические, экономические и биоэтические проблемы регулирования численности безнадзорных животных

выпуск стерилизованных животных в места их прежнего обитания не может быть признан безусловно гуманным, т.к. у животного меняется гормональный фон, снижается иммунный ответ организма. Стерилизованное животное изгоняется из стаи...



I. Немного из истории решения проблемы «гуманности»

Проблема гуманного отношения к животным не нова и существует в умах человечества со времен античности. На сегодняшнее день она нашла свое выражение в Европейской конвенции по защите домашних животных, которую приняли в качестве основы в формировании национальных политик в области регулирования численности популяций безнадзорных животных 22 европейских страны, в состав которых, как известно Россия не вошла.

В нашей стране попытки решения проблемы гуманности в отношениях с животными на федеральном уровне были сделаны в проекте закона «О Защите животных от жестокого обращения», который до сих пор не принят. Основными действующими федеральными законами в отношении регулирования численности собак и кошек в населенных пунктах на сегодняшний день являются: Гражданский кодекс ст.226 «Безнадзорные животные»; Постановление Совета Министров РСФСР от 23.09.1980г. № 449 с исправлениями от 1992 г. «Об упорядочении содержания собак и кошек в городах и других населенных пунктах РСФСР» и ст.245 УК РФ «О жестоком обращении с животными».

Если говорить, о соблюдении соответствия положений перечисленных законодательных актов друг другу, то можно найти расхождения в определении терминов, используемых в нормативных актах.

Так например, если пользоваться термином «безнадзорные» животные, то по ГК все отловленные животные должны содержаться не менее полгода, тогда как Постановление СМ № 449 говорит о том, что передержке в течении 3-х дней подлежат только служебные, охотничьи и другие породистые собаки, а так же собаки имеющие регистрационные знаки. Такое расхождение можно объяснить только тем, что под безнадзорными животными в ГК подразумеваются животные, имеющие собственника и оставленные им без присмотра из числа домашних животных, а к домашним животным причисляются одомашненные виды животных, в том числе и пчелы. Но животные ведущие вольный или полувольный образ жизни, а также лабораторные животные к домашним животным не относятся. Постановление СМ № 449 не использует термин «безнадзорные» в отношении собак, а под животными, подлежащими отлову, по всей видимости, понимаются животные не имеющих собственника и ведущие полувольный образ жизни. К таким животным можно применить, например, термин «безхозное», а отличие «безнадзорных» и «безхозных» животных при отлове определять по наличию заявлений от жителей города о пропаже своих животных.

Главное, что должно быть учтено в данном случае, это то, что муниципальные Правила содержания животных в области организации отлова должны обязательно требовать от организаций, производящих отлов опубликования результатов отлова за 3-е суток в СМИ и наличия службы регистрации потерянных животных. Тогда требования федерального законодательства в области регулирования численности будут выполнены.

Основные значимые положения, которые определяются федеральным законодательством следующие:

Отлов собак и кошек производится в городах и поселках организациями жилищно-коммунального хозяйства, которые, кроме того, обязаны осуществлять систематический контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией собак их владельцев;

Обязательная регистрация и перерегистрация собак и кошек в городах и поселках, осуществляемая государственными ветеринарными учреждениями;

Органы местного самоуправления имеют право ограничивать количество собак и кошек, содержащихся владельцами с учетом местных условий и санитарных норм;

Передержке не менее 3-х суток подлежат отловленные собаки служебных, охотничьих и др. пород, а также собаки, имеющие регистрационные знаки.

На муниципальных уровнях решение проблемы гуманизации отношений человека с животными предпринимались администрациями городов принятием «Правил содержания домашних животных в городе», а также более расширенными законодательными актами, такими как закон «О животных», принятый в г. Москве.

В Нижнем Новгороде попытка решения проблемы гуманного отношения к животным была сделана Администрацией г. Н.Новгорода в 2001г., когда были приняты «Правила содержания домашних животных», в основу которых легли положения разработанные специалистами Общественного экологического Центра «Дронт» и Общественной организации «Экополис». В основу программы гуманного регулирования численности безнадзорных собак и кошек на территории г. Нижнего Новгорода был положен метод отлова, стерилизации и выпуска животного в места своего прежнего обитания. Выбраковка и эвтаназия животных полностью отвергались.

Данная программа просуществовала более 2-х лет и дала следующие результаты:

возросла численность безнадзорных животных
, причем процент стерилизованных животных в популяции практически стал нулевым в основном из-за естественной смерти стерилизованных животных и роста популяции в целом. Так по данным отчетов ОО «Экополис», которая непосредственно выполняла программу регулирования, на конец 2002г. было простерилизовано и выпущено к местам своего обитания порядка 2000 животных. Тотальный учет численности безнадзорных животных, проведенный методом прямого мониторинга студентами биофака НГУ им. Лобачевского весной 2004г. на территории г. Н.Новгород определил численность популяции безнадзорных животных порядка 5 тыс. особей, среди которых стерилизованных животных были единицы. Одно из таких животных, обитающих непосредственно вблизи университета, наблюдалось студентами в течении полугода и пропало по невыясненным обстоятельством, предположительно погибло;

по данным органов санитарно-эпидемиологического и ветеринарного контроля резко ухудшилась эпидемиологическая и эпизоотическая ситуации. В городе появились случаи заболевания бешенством людей, домашних животных и крыс. Как, крайне вынужденная мера, в городе 2 раза вводился карантин на вывоз животных и проводился план противоэпизоотических мероприятий. Такого не наблюдалось более 10 лет;

в травмпункты ежемесячно обращались сотни покушанных людей, в том числе и дети. За 2002 г. с покусами в органы здравоохранения обратились более 4000 людей.

В результате сложившейся ситуации санитарно-противоэпидемическая комиссия при правительстве Нижегородской области своим решением №6 от 09.06.03г. приостанавливает действие существующей программы по регулированию численности безнадзорных животных и рекомендует Администрации города принять срочные меры по снижению численности безнадзорных животных.

01.07.2003г. создается внештатное отдельное подразделение при городской станции по борьбе с болезнями животных «Служба гуманного регулирования численности безнадзорных животных г. Нижнего Новгорода». Финансирование Службы осуществляется из бюджета города. Регулирование численности безнадзорных животных основывается на комплексном подходе к решению проблемы безнадзорных животных, который включает в себя возможность выбраковки и эвтаназии животного.

31.07.2003г. городская санитарно-противоэпидемическая комиссия №6 принимает решение о разработке и подготовке новой редакции «Правил содержания собак и в г.Нижнем Новгороде» и «Положения по организации отлова безнадзорных животных».

В январе 2004г. Распоряжением Правительства Нижегородской области вводятся в действие «Типовые правила содержания домашних животных», которые рекомендуется принять за основу при разработке муниципальных правил содержания животных в городах Нижегородской области. В основе Типовых Правил лежат положения Ветеринарного законодательства и Постановления Совета Министров № 449 от 1980г.

Основные выводы, которые можно сделать исходя из опыта работы своих предшественников и лично своего следующие:

выпуск стерилизованных животных в места их прежнего обитания не может быть признан безусловно гуманным
, т.к. у животного меняется гормональный фон, снижается иммунный ответ организма. Стерилизованное животное изгоняется из стаи, становится не конкурентоспособным по отношению к полноценному животному и как следствие, без поддержки человека слабнет от недоедания и становится устойчивым носителем всевозможных инфекционных болезней. Как результат, в условиях города животное живет не более 3-х лет и умирает в голоде и болезнях. Содержание таких животных возможно только в приютах или в категориях «домашнее» или «условно-безнадзорное», т.к. его существование целиком зависит от человека;

альтернативу гуманному регулированию методом стерилизации и выпуска животного в места своего прежнего обитания составляет комплексный метод, включающий в себя:

— отлов животного гуманными способами (дистанционным инъектированием или сетями);
— 3-х дневную передержку отловленного животного;
— выбраковку по признакам: доброжелательной ориентации на человека, хозяйственной значимости и востребованности породы, состояния здоровья животного;
— эвтаназия или стерилизация животного с целью дальнейшего пристройства в «добрые руки» или категорию «условно-безнадзорное» животное.

Полноценная реализация комплексного метода в регулировании численности безнадзорных животных возможна только на основе создания определенной инфраструктуры, включающую в себя:

— отдельно финансируемую организацию, занимающуюся вопросами регулирования и состоящую из 2-х структур: службы отлова и городского приюта;
— общественную организацию, которая возьмет на себя контроль за выполнением Правил содержания животных в городе.

Создание отдельных финансово-независимых структур с четким разграничением полномочий в соответствии с решаемыми структурой задачами позволяет наиболее комплексно и полно решать вопросы гуманного регулирования численности безнадзорных животных в аспектах гуманизма и биоэтики, в постоянно меняющихся экологических и экономических условиях.

Так например, для службы отлова гуманизм и биоэтика должны проявляться в отношении животных и населения в способах организации отлова (не должны присутствовать дети, для отлова выбираться утренние часы, не вступать в разговоры с населением, отлов проводиться в присутствии представителей от коммунальных структур или органов власти, в отсутствии рецидивов, связанных с летальным исходом для животных), но нельзя требовать от Службы отлова ответственности за время передержки животного. Их задача отловить и доставить отловленное животное в живом состоянии в городской приют, а его задача дать шанс животному обрести своего владельца.

Общественная организация, занимающаяся контролем за выполнением правил содержания домашних животных должна непосредственно работать с людьми, а также оценивать необходимость отлова животных в тех или иных районах и давать свои рекомендации службе отлова. На первом месте в ее работе должны стоять пропаганда Правил содержания животных в городе, где основным приоритетом должны стоять принципы контроля со стороны человека за животным, т.к. в условиях города это и есть проявление гуманизма к животному. Бездомное животное лишено самого главного в жизни домашнего животного — жизни в обществе человека. Кроме того, контроль за содержанием домашних животных заключается не только в том, находится ли оно под присмотром. Животное в условиях города должно быть воспитано, т.е. им должен быть пройден курс послушания, а это в нашем городе проблематично, т.к. почти нет площадок для дрессировки и выгула животных. Но именно там происходит понимание между людьми и животными и поэтому еще одной из задач является:

Выработка рекомендаций по организации и размещению площадок для выгула и дрессировки собак.

Экологическая взаимосвязь структур основывается на одновременном комплексном решении всех проблем связанных с проблемой существования безнадзорных животных на территории города, тогда как метод стерилизации и выпуска в места их прежнего обитания не решает буквально ни одну из проблем:

проблема безнадзорных животных остается на 5-7 лет, даже при условии полного отлова животных;

антисанитарное состояние наиболее спокойных мест в городе, т.к. 100% бездомных собак больны гельминтозами, 50% дерматитами, 30% вирусными инфекциями. Безнадзорные животные выгуливаются где захотят и когда захотят, занимая территории детских садиков, спортплощадок, лесопарковых зон;

сохраняется опасности возникновения эпидемий особо опасных заболеваний, в том числе и бешенства;

негативное отношение со стороны части жителей города.

Комплексный метод позволяет с помощью указанных структур при правильно установленных приоритетах справиться с проблемой безнадзорных животных в течении 2-3-х лет и в дальнейшем держать ситуацию под контролем.

Экономическая взаимосвязь обусловлена отдельным целенаправленным финансированием структур, позволяющим сделать правильный выбор приоритетов на определенных этапах реализации программы и определить стратегию регулирования численности популяции безнадзорных животных в целом. Наличие разделенных, финансово-независимых структур позволит не смешивать корпоративные интересы заинтересованных организаций с потребностями жителей города и гражданского общества в целом.

Так на первых этапах реализации программы целесообразно вкладывать денежные средства в Службу отлова, устанавливая пропорции в отлове и эвтаназии животных 1:10, т.е. одно животное из 10 подлежит стерилизации и обязательному обустройству или в «добрые руки» или категорию «условно-безнадзорное». На решение данной задачи направляются бюджетные средства, соответственно финансируются и имеющиеся структуры.

На последующих этапах, когда численность популяции безнадзорных животных уменьшится, появится возможность изменить приоритеты между эвтаназией и пристройством животных, соответственно, перенаправляя денежные ресурсы на информационное обеспечение пристройства животных и их длительную передержку, т.е. на развитие муниципального приюта и общественных структур, определяя пропорции например в отношении 1:2

В конечном счете, гуманизм человека и проявится в создании гибкой инфраструктуры в области регулирования численности безнадзорных животных, позволяющей адекватно реагировать на имеющуюся обстановку в городе.

На сегодняшний день Служба гуманного регулирования с учетом имеющихся ресурсов может осуществлять регулирование численности безнадзорных животных комплексным методом в пропорции 1:10 порядка 300 животных в месяц.

В практике работы службы внедрен поголовный компьютерный учет каждого отловленного животного, а также его дальнейшая судьба. Ведется база данных по условно-безнадзорным животным. Необходимость введения данной категории животных была продиктована отсутствием мест в приюте для длительной передержки животного и желанием жителей г. Н.Новгорода сохранить жизнь, полюбившемуся им животному. Для того, чтобы обеспечить своему бездомному любимцу безопасную жизнь необходимо предоставить в Службу письмо на имя начальника Службы с просьбой перевести бездомное животное в категорию условно-безнадзорное. В письме обязательно указывается ответственное за животное лицо со всеми его реквизитами и должна быть разрешительная резолюция от соответствующих коммунальных служб. После чего мы бесплатно его стерилизуем, вакцинируем, ставим на ухо пластиковую метку с отметками о стерилизации и вакцинации и заносим в компьютерную базу данных. Каждый год Служба будет бесплатно его перевакцинировать.

2. Оценка ситуации по безнадзорным животным в городе

В настоящее время по предварительным оценкам специалистов Службы гуманного регулирования численности безнадзорных животных г. Н.Новгорода город перенаселен безнадзорными животными. К основным причинам роста популяции безнадзорных животных можно отнести:

Отсутствие в городе на протяжении порядка 3-х лет комплексной продуманной программы по искусственному регулированию численности популяции безнадзорных животных;

Недостаточные обьемы отлова безнадзорных животных, организованные в настоящее время, в том и числе на закрытых внутренних территориях;

Отсутствие рабочих Правил по содержанию домашних животных в г.Н.Новгороде, а также продуманного механизма контроля за их выполнением со стороны заинтересованных организаций;

Недостаточная пропаганда среди владельцев животных методов искусственного регулирования размножения (метод стерилизации и гормональной терапии), а также отсутствие организации льготной стерилизации домашних животных для малоимущих слоев населения;

Отсутствие комплексного учета животных, находящихся во владении населения и предприятий, что не позволяет контролировать и прогнозировать развитие ситуации;

Неконтролируемая продажа животных на рынках.

На март месяц 2004 г. на улицах города находилось порядка 5 тыс. безнадзорных животных, без учета животных обитающих на закрытых ведомственных территориях. Прогнозируемые расчеты колебаний численности безнадзорных животных с учетом существующих объемов отлова показывают, что сокращение численности безнадзорных животных к концу 2004 года не произойдет, численность популяции может возрасти до 8 тыс. особей. Требуемые объемы отлова безнадзорных животных для г. Н.Новгород в 2005 г. составят порядка 600 животных в месяц, что позволит за 2-3 года сократить численность безнадзорных животных в городе до естественного фона порядка 1000 особей.

3. Предлагаемые меры для наиболее полной реализации комплексного метода регулирования численности популяции безнадзорных животных в 2005 годуПринимая во внимание то, что сложившаяся ситуация по безнадзорным животным требует увеличения объемов отлова в 2 раза (т.е. 600 животных в месяц) предлагается:

оставить то же соотношение 1:10 между отловленными и пристроенными животными;

приобрести дополнительно 2 автомобиля;

увеличить количество посадочных мест до 100;

оборудовать пункт стерилизации и организовать льготную стерилизацию для животных малоимущих слоев населения в объеме не менее 20 животных в месяц;

обеспечить информационную поддержку службы поиска животных, публикаций результатов отлова и животных содержащихся в приюте на Интернет-сайте и СМИ.

Предполагаемые денежные затраты составят на 2005 г. порядка 4,5 млн. рублей.

Такие денежные ресурсы потребуется вкладывать ежегодно в развитие организационных структур на протяжении 2-3-х лет, после чего затраты могут быть снижены в 2 раза.

Стратегия гуманного регулирования должна сводится к уменьшению количества животных, подвергающихся эвтаназии за счет развития предлагаемой инфраструктуры.


Автор: Г.Б. Пояганов, Служба гуманного регулирования численности безнадзорных животных, г. Нижний Новгород.
Источник: animalsprotectiontribune.ru

Опубликовано на сайте:  
 ********************************************************************************

Больше информации по теме – в моем докладе «Краткий обзор международного опыта регулирования численности бездомных животных» ,

в статье «Как в Харькове соблюдаются права собак и кошек» и моем интервью в         журнале "Геосфера": 

«НАШИ БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Беседа с зоопсихологом Сергеем Клочко об актуальных вопросах жизни бездомных животных».

и других публикациях в разделе «Проблема бездомных животных - анализ и пути решения»  

на моем сайте «Дрессировка собак с проблемным поведением в Киеве и Киевской области»

 

 

[Более подробно о мифах, заблуждениях и предрассудках в среде владельцев собак, кинологов, кинологических клубов,  заводчиков, дрессировщиков и так называемых психологов собак можно прочесть в моих интервью и комментариях в статьях:

 

«Психоаналитик для пуделя - обо мне и моей работе» 

 

«Что делать, если вас укусила собственная собака?»

 

«НАШИ БЕЗДОМНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. Беседа с зоопсихологом Сергеем Клочко об актуальных вопросах жизни бездомных животных».

 

Собачья этика. «Я всегда говорю знакомым: относитесь к собаке по-собачьему — тогда она к вам отнесется по-человечески», — говорит один из пионеров отечественной зоопсихологии Сергей Клочко.

 

Не делайте из собаки человека!

 

Мои телеинтервью и комментарии в телепередачах

 

На помощь, Мухтар! Или что такое собака-защитникС.Г.]

 

 

***************************************************************************
Поведение и психология собак – консультации зоопсихолога. Дрессировка собак с проблемным поведением. Курс коррекции поведения собак. 
 

   Зоопсихолог с высшим профильным образованием - профессионал в области поведения животных (стаж 39 лет, старший научный сотрудник, судья-дрессировщик национальной категории) – обучит Вас основам воспитания и бесконфликтной дрессировки собак, продемонстрирует, как избегать конфликтов, правильно реагировать и корректировать поведение Вашего питомца, создаст гармонию и взаимопонимание между Вами и Вашей собакой.

 

   тел. +38 (067) 441-33-65, Сергей Григорьевич. Киев.

   Большинство серьезных проблем в поведении домашних животных легко предотвратить, если Вы знаете, как на них реагировать.

  Подробнее в очерках на сайте: http://www.zoopsycholog.io.ua/ - «Дрессировка собак с проблемным поведением в Киеве и Киевской области».


********************************************************************************

 

 



Обновлен 21 ноя 2014. Создан 27 июн 2010



 
AdMir ЗооРынок.com.ua - Покупка, продажа животных Интернет-журнал ПЕСИК; разнообразная информация о породах собак; лучшие питомники Украины и зарубежья; советы ветеринара, кинологов, зоопсихолога; веселые истории и забавные фотографии; щенки на продажу, вязки; форум; каталог сайтов о собаках. Мы на Питомец.ру Rambler's Top100 Орловский Клуб Собаководства 'Алиса', форум, доска объявлений, элитные питомники, лучшие собаки России Рейтинг@Mail.ru
Зоопсихолог
Zooweb.ru - сайт для зообизнеса! Украинский портАл Одежда от Натальи Марковой Всё об экологии в одном месте: Всероссийский Экологический Портал Доски объявлений Новосёл.ру Экзотические животные у вас дома. Не забыты и собаки, кошки, грызуны, попугаи, аквариумные рыбки и лошади. Авторские виртуальные , открытки с животными Каталог пород собак бультерьер портала: - бультерьер Zoo Life - Все породы кошек и собак с фотографиями.+ Рейтинг посещаемости ЗОО сайтов: ZooLife-TOP
Дрессировка собак с проблемным поведениeм в Желтых страницах СНГ. Объявление : Профессиональная дрессировка собак - зоопсихолог, судья-дрессировщик Google+ Киевский Форум Объявления щенки, собаки. Породы собак. Питомники собак